Взметнувшийся в небо Потийский маяк


Потийский маяк

Маяки - это молчаливые исполины, уединившиеся среди прибрежных скал и отмелей. Они указывают путь проходящим мимо судам и дарят надежду терпящим бедствие в морях и океанах. Застигнутые штормом моряки до рези в глазах всматриваются в бушующую стихию в надежде увидеть их спасительный свет.

Если вам ненароком доведется попасть в Поти, не упустите поистине уникальную возможность побывать на маяке. Да-да! На самом настоящем, а главное, и сегодня действующем Потийском маяке.

Кто-то возразит, что маяки уже отжили свое. И правда, сегодня все морские суда и океанские лайнеры оснащены современной навигационной аппаратурой. Уже давно используются радиомаяки, появились спутниковые системы навигации. Но старые, устремленные ввысь сигнальные башни по-прежнему на службе. Каждую ночь они заступают на вахту, а их яркие лучи без устали рассекают черноту ночи.

Над бурей поднятый маяк


Вам предстоит покорить его

Поскольку Поти издавна был портовым городом, а  раньше суда не имели таких навигационных приборов как нынче, здесь был построен маяк. Его свет стал своеобразной путеводной звездой, указывающей проходящим кораблям близость порта и дорогу к нему и дающей возможность обойти подводные камни и отмели.

Потийский маяк расположен у самого устья впадающей здесь в Черное море Риони, на правом берегу реки.


В интернете часто встречается утверждение, что маяк в Поти - самый высокий на черноморском побережье. Но поскольку я всегда действую по принципу "доверяй, но проверяй", и зная склонность грузин к преувеличиванию, решила убедиться в достоверности этой информации.


Перешерстив разные источники, поняла, что Потийский маяк, конечно, гораздо выше многих крымских, но тем не менее его превосходит евпаторийский. Да и геленджикский повыше будет. Но вот то, что он выше сухумского и батумского, это факт. А значит, можно сделать однозначный вывод, что он самый высокий в Грузии.


История строительства и реконструкция


Надпись производителя над входом

Маяк был построен в далеком 1862 году. К сожалению имена инженеров, которые спроектировали его, канули в Лету. Известно лишь, что служили они в британской компании Easton Amos & Sons Engineers.

Потийский маяк, в отличие от многих других, металлический, сборный. Все его детали и сигнальное освещение были изготовлены в Англии, а затем по морю доставлены в город, где под руководством британских инженеров маяк был возведен и введен в эксплуатацию в 1864 году.


Так выглядит маяк изнутри

Он долго служил верой и правдой, но ничто не вечно под луной, и маяк тоже состарился и обветшал. Возникла даже вероятность его разрушения. Поэтому в 2011 году началась реконструкция сооружения.

Из-за плачевного состояния постройки реконструкция была связана с большими сложностями, но все они были успешно преодолены, и через год, в 2012, в год своего 150-летия, маяк предстал горожанам и туристам во всей красе. Глядя на него сегодня, и не скажешь, что его возраст уже столь почтенный. Он выглядит как новенький, радуя глаз своими белоснежными и ярко-красными полосами.

Кстати, у маяка в Поти не только одеяния красно-белые, он и сигналы подает попеременно то белым, то красным светом. А вот батумский маяк светит только красным, сухумский - только белым 
светом.

Мини-экскурсия по маяку


Сегодня маяк, пожалуй, самая интересная достопримечательность Поти.


Высота маяка                     39 метров.

Видимость                         16 морских миль (почти 30 километров).

Лестница в небеса

Маяк полностью металлический, а все его детали соединены многочисленными огромными болтами. Ступеньки, словно ажурное кружево, вьются по стенам спиралью. Каждое сказанное слово гулким эхом отдается между стен и птицей улетает ввысь.

От основания маяка вверх взметнулась чугунная винтовая лестница, которая состоит из 154 ступеней (во всяком случае я насчитала именно столько :) ) и нескольких площадок. И раз уж вам доведется попасть на маяк, вам придется-таки осилить этот подъем. Иначе зачем же было приезжать?


Не скажу, что мы легко взлетели на верхнюю площадку, но я думала, что будет гораздо сложнее. Из неприятных ощущений, которые возникли при подъеме, вспоминается только одышка и возникшая чуть позже легкая крепатура в ногах.

Но вот когда вы наконец одолеете все ступеньки, вы будете вознаграждены невероятной красоты видом. С одной стороны - простирающееся за горизонт море, а с другой - Риони и живущий своими буднями город. В ясную погоду, если хорошо вглядеться вдаль, можно рассмотреть высотки Батуми. Это даже удивительно, потому что расстояние от Поти до Батуми по прямой около 60 километров.


После того как насладитесь пейзажем, вы сможете рассмотреть главную достопримечательность сооружения - линзу Френеля. Рассмотреть ее вблизи, буквально с расстояния вытянутой руки. 

Линза Френеля

В основании маяка расположился музей истории грузинского мореплавания. Он очень камерный, но сам факт его нахождения в действующем маяке сторицей восполняет скромность экспозиции. На стенах размещены репродукции фотографий прошлого и позапрошлого века, а под ними находятся раритетные навигационные приборы и предметы судового оборудования.

Летом в раскаленном на солнце маяке должно быть жарковато, но поднявшись на смотровую площадку, вы будете с лихвой вознаграждены и свежим морским бризом и окружающим пейзажем.


Ненавязчивый грузинский сервис


На маяке все очень демократично: бесплатный вход, готовый ответить на любой ваш вопрос любезный провожатый, можно сколько угодно здесь бродить, везде заглянуть, все потрогать руками и сфотографировать.

Одолев подъем, бросьте взгляд вниз

По официальной версии маяк открыт для посетителей с 9-00 до 18-00 с понедельника по пятницу. В интернете встретила отзыв одного туриста, который написал, что заходил туда и в более позднее время.

От себя могу добавить, что нам довелось побывать на маяке в воскресенье. Несмотря на выходные, никаких проблем с осмотром не возникло. А это значит, что посетителей пускают практически в любое время. Однако до ночи тянуть, конечно, не следует.

Экскурсия начинается с того, что смотритель открывает вам маяк огромным ключом. Ключ старый, с виду даже какой-то допотопный. Может дверь до сих пор запирается на тот самый английский замок, привезенный вместе с маяком из далекой Британии. Во всяком случае ключ большой и увесистый. Такими, возможно, запирались городские ворота еще в средневековье.

Тот самый ключ

Мераб при виде этого ключа вспомнил сказку про Буратино. Наш ключик конечно не золотой, но такой же старинный. А мне пришли на ум сказки, где в таких же высоких, как маяк, башнях прятали непослушных принцесс и обязательно запирали их на замок.

Будьте готовы к тому, что смотритель сопроводит вас на самый верх. Даже если вы пожалеете его и попытаетесь отговорить от восхождения, он будет вынужден сделать это, чтобы открыть выход на смотровую площадку.


Контакты


Маяк находится на территории и в ведении Государственной гидрографической службы Грузии, в которой, как они любезно сообщили мне, есть специалист по связям с общественностью Русудан Дзадзуа. Она ответит на все возникшие у вас вопросы. Даже по электронной почте отвечают очень оперативно. Проверено.


Итак, контакты:

телефоны                     +995-493-27-49-98,
                                    +995-493-22-17-72,
                                    +995-493-27-84-03,
мобильный                   +995-595-56-16-00,
e-mail                           info@hydrography.ge,
                                    n.tsulaia@hydrography.ge,
адрес                           D. Tavdadebuli st. 93, Poti, Georgia, 4400,
                                    ул. Деметре Тавдадебули, 93, Поти, Грузия, 4400.

Кроме того, связаться с представителями гидрографической службы можно с помощью контактной формы, размещенной на их интернет-сайте.


Как попасть на маяк


Изящный, стройный, величавый

Если вы отдыхаете в Уреки или Григолети, в Поти можно добраться на маршрутке Уреки-Поти. Цена вопроса - 3 лари в обе стороны. Дальше придется воспользоваться такси, потому что городской транспорт к маяку не ходит.

А коль вы путешествуете на машине, приехав в город, ориентируйтесь на кафедральный собор. Так же, как все дороги ведут в Рим, в Поти все улицы сходятся к нему. От собора переезжаете мост через Риони, сразу же поворачиваете налево (как раз на улицу Тавдадебули) и едете прямо, никуда не сворачивая, до самого маяка.


На месте подходите к проходной с вертушкой, говорите дежурному, что хотели бы осмотреть маяк, он куда-то звонит, согласовывает, и вас пропускают. Вся процедура занимает не более минуты.


Эта книжечка моя про моря и про маяк


Музей истории мореплавания

Почему-то на ум пришли строки Владимира Владимировича. Маяковского. Помните?

Вечером,
            а также к ночи,
плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
            еле-еле
даже
     днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно - 
даже берега не видно.
Закружит волна  кружение,
вот
    и кораблекрушение.
Вдруг -
         обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал -
               и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо, -
                           все суда
заплывайте вот сюда.

Так выглядел маяк в XIX веке

Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
                   ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище -
яркий,
       как пожарище.
Виден он
          во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметиться,
он еще и верится.
Труд большой рабочему -
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
          исключительное
стекло увеличительное.

Часть экспозиции музея

Всем показывает свет -
здесь опасно или нет.
Пароходы,
          корабли -
запыхтели,
          загребли.
Волны,
        как теперь ни ухайте, -
все,кто плавал, -
                      в тихой бухте.

Подытожим


Вид с маяка на море, Риони и горы Аджарии

Потийский маяк с некоторых пор стал одной из главных архитектурных и исторических достопримечательностей города, которую туристы все чаще включают в свои маршруты. Его популярность растет с каждым годом все больше и больше.

Но ради одного маяка ехать в Поти за десятки километров  вряд ли есть смысл. Однако если вы находитесь поблизости, в Григолети или Уреки, размеренный отдых вполне можно разнообразить такой необычной экскурсией.

Большинство туристов, как правило, проезжают Поти, не останавливаясь. Но согласитесь, стоит выкроить время и задержаться на какой-то часок, чтобы получить незабываемые впечатления, а потом еще долго рассказывать друзьям и знакомым о незапланированном приключении, показывая роскошные фотографии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий